Адам Кадмон

Абсолютный человек, первообраз духовного и материального мира, человек как микрокосм. Само еврейское словосочетание adam qadmon переводится как «Адам певоначальный». Как «первочеловек» Адам Кадмон наделен андрогинной природой (см.:Андрогин). Позамечанию Мэнли П. Холла, «философски Адам Кадмон представляет собой полную духовную природу человека – андрогинную и не подверженную распаду».

Августин Блаженный писал, что буквы из которых состоит имя Адама, являются первыми буквами четырех греческих слов – ANATOLE (восток), DYSIS (запад), ARKTOS (север) и MESEMBRIA (юг). Тем самым Адам Кадмон самим своим именем, по мнению Августина, олицетворяет мироздание. (В славянском апокрифе читаем: «Архангел Михаил изыде на восток и виде звезду, имя ей Анатоли, и взем слово от нее слово Аз и принесе пред Господа. Архангел Гаврил изыде на западе и виде звезду, имя ей Дисис, и взем слово от нее слово Добро и пренесе пред Господа. Рафаил изыде от полудне и виде звезду, имя ей Арктос, и взем слово то нее слово Аз и пренесе пред Господа. Оуриле изыде на полунощь и виде звезду, имя ей Месевира, и взем слово от нее слово Мысление и пренесе пред Господа. И рече Господь: чти Оуриле. И рече Оурил: Адам».

В каббалистической традиции Адам Кадмон – “соединительное звено” между Божеством и Его творением. Книга “Зогар” говорит о двух Адамах: первый – божественная субстанция, которая, проявившись из исходной тьмы, создала Адама земного, по своему образу и подобию. Иудаистическая легенда упоминает о четырех Адамах: первый, божественный, андрогин (Адам Кадмон) объединял в себе все духовные и материальные возможности; человечество произошло от четвертого Адама, природа которого раздвоилась на два физических тела – мужское и женское. Каббала толкует имя Адама как инициалы трех имен: ADM = Adam, David, Messiah; считается, что эти три личности имели одну душу, которая есть мировая душа человечества, причем Мессия – это душа развивающаяся, Давид – душа-“куколка”, а Адам – душа возникающая. Согласно Е.П. Блаватской, Адам Кадмон -–посредник между человеческим индивидуумом и универсумом, “мезокосм”

Образ Адама Кадмона в значительной мере перекликается с гностическим образом Антропоса – духовного первочеловека, андрогина, эманирующего из себя духовный и материальный миры. Антропос одновременно есть и божество, и эманация божества, после грехопадения “соединившаяся” со своим земным подобием.

Мифологически образы Адама Кадмона и Антропоса восходят к древнеиндийским представлениям о Пуруше – первочеловеке, из которого возникали элементы космоса, вечном начале, одухотворенная и побужденная к деятельности Пракрити (материальной субстанцией); союз Пуруши и Пракрити привел к возникновению мира множественности вещей. Ср. также древнеиранские представления о Йиме и Гайомарте.

В каббалистике Адам Кадмон изображался как человек со спины, включенный в круг (макрокосм); он состоит из пяти равных частей в высоту и в ширину, раскинутые руки, расставленные ноги и голову образуют пентаду (пентаграмму). В символике масонства образ Адама Кадмона олицетворял взаимопроникновение “горнего и дольнего миров” и соотносился с “Давидовым щитом” (шестиконечной звездой).

Адам – библейский первочеловек, сотворенный из глины (праха). Вероятно, изначально это андрогинное существо, из которого позже выделяется женская сущность. Таким образом, совершенство разделяется, лишаясь цельности. Согласно иудаистскому апокрифу «Адамова книга», Адам – исполинское существо, ногами он касается земли, а головой достигает неба. По Библии, Адам прожил 930 лет. Согласно древнерусскому апокрифу «Како сотвори Бог Адама», Бог послал ангела взять букву «аз» на востоке, букву «добро» – на западе, а букву «мыслете» – на севере и юге, из коих и было сложено это имя. В одной из средневековых мусульманских легенд рассказывается, как дьявол проник через рот Адама в тело первочеловека и обнаружил внутри целый мир. Голова Адама оказалась состоящей из семи сфер, а тело его было землей. Волосы были деревьями, а кости и жилы – горами и реками. Внутри Адама обнаружилось четыре стихии как аналогии четырем временам года: жар, холод, влага и сушь. Они были образованы черной и желтой желчью, флегмой и кровью.

Адам – билейский первочеловек, сотворенный либо (в жреческом варианте) «по образу и подобию Божьему», либо из праха земного и «дыхания жизни». К Адаму восходят все люди, он не рожден, а сотворен (и потому лишен пуповины – отсюда средневековые миниатюры с изображением Бога, перстом делающего углубление на животе глиняного Адама, своеобразная попытка примирить мистическую теорию и повседневность). Христос – прямой потомок Адама и одновременно «новый Адама», «образ будущего» (Рим 5:14); у толкователей Библии Христос представляет собой антитезу Адаму: последний впал в грех и обрек человеческий род на смерть, тогда как первый призван очистить людей от греха и даровать им «жизнь вечную». В мусульманской традиции Адам – первый в ряду пророков Аллаха, ряду, который завершает Мухаммед.

В средневековом мистицизме были распространены учения о взаимозависимости «Адамова тела» и небесных тел, которые в макрокосме выполняют те же функции, что человеческие органы – в микрокосме (вспомните известное во многих мифологических традициях расчленение первобога). Известна «адамическая» карта Иерусалима, которая изображает космическое тело Адама – череп-Голгофа, сердце – Дамасские ворота, чресла – Силоамская купель и т. д. Адам и его время рассматривались как идеал, к которому необходимо вернуться, дабы обрести истинную мудрость; отсюда – поиски «языка Адама», попытки воссоздания Адама из глины (см.: .: Голем) и пр., в том числе демонстративный нудизм как отрицание стыда, исконно чуждого Адаму.

e-mail: li-anubis@mail.ru